Некогда охотники были обычными людьми и жили размеренной жизнью. Но всё изменилось. Теперь, когда с нами связались Посланники, мы, наделённые, узнали, что живём в ужасном мире, которым правят чудовища. Но кто они, эти Посланники, откуда взялись чудовища и почему мы, что были слепцами, теперь избраны унаследовать Землю? Ответы кроются в предсказаниях провидца. |
Это аннотация, то есть присказка. А сказка впереди.
Началась сказка в Бостоне, когда в семье Ханнонов, у честолюбивого банкира и его тихони-жены, родился долгожданный первенец. Его назвали Уильям, и отец надеялся, что сын пойдёт по его стопам. К услугам мальчика были лучшие учителя, его воспитали настоящим юным джентльменом. Воспитание это должно было придать ему должную респектабельность и умение скрывать свои чувства за внешним лоском учтивости. Уильям с детства демонстрировал редкостное высокомерие, но он не чувствовал никакой тяги к занятиям коммерцией, не было у него и врождённой денежной жилки. Зато Уильяму пришлась по душе учёба, ему нравилась история, ведь изучая события прошлого, можно убежать от мыслей о настоящем и будущем.
Негодование Ханнона-старшего, который узнал, что сын не хочет становиться его копией, не знало пределов. Свою ярость он вымещал и на жене, и на ребёнке. Это лишь побудило Уильяма ещё сильнее зарыться в книги, и привело к тому, что чувства, которые он испытывал к своим родителям, были не любовью, а виной перед тираном-отцом и отвращением к безответной матери, которая не могла его защитить. Мальчик вырос, но так никогда и не осознал, как много он потерял. Он стал глубоко рассудочным, высокомерным, эмоционально холодным и отстранённым человеком. Его первой и, пожалуй, единственной любовью стала История. У него были девушки, он был женат, но никто не чувствовал от него эмоциональной отдачи.
Но однажды Уильям столкнулся с чем-то невероятным и начал слышать болтовню. Так он назвал мучительную лавину слов, криков, изображений, образов, которая обрушилась на него, отнимая рассудок. Он был растерян и подавлен, его замечательный ум не помогал справиться с нахлынувшей болью, и в момент паники попытался перерезать себе вены. Но тут появился Фёдор...
Фёдор (Fyodor) — русский коллега Уильяма, антиквар и историк. Они долго переписывались с Ханноном, помогали друг другу в научных изысканиях. Фёдор — решительный, жестокий и безжалостный человек, который услышал зов и стал бескомпромиссным охотником-провидцем. Клюквы в его образе совсем немного, разве что брат— бывший КГБшник (как говорит сам Фёдор, «Если твой брат — важная шишка в КГБ, это иногда полезно. Хотя мне следовало бы выразиться иначе. Это всегда полезно.»)
Итак, Фёдор перевязал Уильяма и рассказал ему правду о мире, населённом Тёмными — чудовищами, паразитирующими на человечестве. Но специфика отшельничества, кредо Уильяма, в том, что когда к нему приближается ближе чем на тридцать метров супернатурал или другой охотник, ему резко становится плохо. В присутствии Фёдора ему тоже было нехорошо, и при последующих встречах он накачивался кодеином по самые брови. Тем не менее, Фёдор стал для него ближе, чем кто бы то ни было прежде, стал его наставником, товарищем, другом. Так как в присутствии Фёдора, которого Ханнон едва ли не боготворил, Уильям не демонстрировал свою манию величия, то Фёдор, в принципе, тоже испытывал к нему симпатию и начал ему покровительствовать. Так началось их длительное сотрудничество.
Вот это по-настоящему клёвая история, куда там Саньку Викосу и Люське Арагонской. Но к чему я пересказала биографию знакового персонажа кредо solitude из «Hunter Book — Hermit»? Дело в том, что Уильям Ханнон основал маленькое издательство Anchorite Press, в котором издал книгу, состоящую из блокнотных записей Фёдора, посвящённых его видениям, прозрениям и воспоминаниям, и снабдил их своими комментариями. Это и есть Апокрифы.
С обложки «Апокрифов», как и полагается для in-game книг старого Мира Тьмы вроде «Книги Нод» или «Дней огня», убрали ISBN и логотип компании. А её внутренние иллюстрации представляют собой грубые карандашные наброски, иногда похожие на детские каракули, иногда весьма детальные. Они должны изображать рисунки Фёдора, и вполне справляются со своей задачей, хотя тот, кто ожидал увидеть хорошо проработанный арт, характерный для поздних рулбуков White Wolf, будет несколько разочарован.
Ну и об авторе. Тим Дедопулос — один из весьма почитаемых мной авторов рулбуков White Wolf, не в последнюю очередь благодаря этой книге. Стиль его художественной прозы отточен и выразителен, а сам он, похоже, отличный парень — и неплохой теоретик ролевых игр. Работал преимущественно с линейкой охотников, но также написал трилогию бруджевской новеллы и новеллу glasswalker'ов. Как и некоторые другие авторы Hunter: The Reckoning (такие как Грег Стользи, Джеффри Грабовски, Джон Снид, Майк Мерлз), он писал и для Atlas Games, и, мне кажется, это принесло в игру крохотную частицу духа Неизвестных Армий.
Основная книга Hunter: The Reckoning имела, на мой взгляд, два недостатка. Первый — иллюстрации в стиле супергероев, хотя авторы говорят нам, что это игра об обычных людях. Второй — акцент на сверхъестественных силах вроде пылающих мечей и невидимых рук, который, опять же, вступает в противоречие с тезисом об обыкновенности. И вот именно второй недостаток основной книги исправляет эта книга. «Апокрифы» делают из HtR совершенно другую игру. «Апокрифы» дают охотникам Легенду.
...и Ответы на их многочисленные Вопросы. Кто создал охотников? С какой целью? Почему именно они были избраны? Почему сейчас? Причём ответы не метаигровые, как те, что изложены в Storyteller's Handbook и предназначены только для глаз рассказчика, а ответы, которыми может руководствоваться персонаж (если, конечно же, примет их на веру).
Начинается книга с короткого предисловия Ханнона в характерной для него манере, в котором он утверждает, что читатель держит в руках, пожалуй, самую важную книгу на свете. Имя «Уильям Ханнон» нигде не упоминается, охотник подписывается своим ником в hunter-net.org — violin99. Приведу первый абзац, который позволяет понять, что это за человек: «Достоен сожаления тот факт, что человеческий род, несмотря ни на что, дожил до сего дня. Прискорбно малое число людей осведомлено о происходящем и способно думать самостоятельно. Те из нас, кто мыслят здраво, тянут за собой остальных, но покоряются "нуждам" и "правам" народных масс. Для того чтобы спасти от бедствия тех, кто является людьми в полном смысле этого слова, приходится спасать и всех остальных, просто стыд и срам. Мир, в котором живут лишь свободные от предрассудков, был бы полон счастья и процветания. Увы, не похоже, чтобы всё к тому шло.»
За предисловием следует список терминов, которые употребляет Фёдор для обозначения тех или иных чудовищ или реалий охотничьей жизни. Потом начинаются его заметки. «Апокрифы» превращаются в тизер Exalted. Неблагодарное это дело — пересказывать in-game books, в них вседа важнее как написано, нежели что написано, но я постараюсь донести основную мысль книги.
Некогда, говорит Фёдор, был Золотой Век, когда не было Тёмных (так он называет чудовищ). Люди были хозяевами своей судьбы. А величайшие представители человеческой расы получили в дар большую силу и магию. Они были подобны богам. От тех времён до нас дошли лишь мифы. Но благословенные времена подошли к концу, и человечество, некогда бывшее единым видом, разделилось. Воплощением худшей половины человеческой природы стали Тёмные. Воплощением лучшей — герои, отголоском чего стали легенды о драконоборцах, подвигах и победе над злом. Герои, как говорят легенды, были избраны богами, чтобы бороться с тьмой. Звучит знакомо, правда?
Само существование героев вынудило чудовищ забиться в подполье. Они не боролись с человечеством открыто, они управляли им из тени, заставили забыть о своём существовании. Но мощь героев древних времён не исчезла безвозвратно. Отголоски этого звучат в легенде о Граале (цепочка лингвистических преобразования Фёдора выглядит как Holy Grail — Saint Grail — Sangreal — Sang Real — Blood Royal). Грааль — это героическое наследие, это сила, скрытая в человеческой крови, в ДНК. И те, в ком этого наследия больше, чья кровь чище, способны пробудиться для битвы. Охотники — потомки героев легенд. Это первопричина их странных способностей. Вот почему они были избраны.
Именно эта мысль, сдобренная изрядным количеством отсылок к эпосу разных стран и Лавкрафту, периодически перемежается рассказами о наделении Фёдора; упоминаними об Эмме, молодой красивой магичке, которую Фёдор убил, подсыпав ей яд в нюхательный табак, когда узнал от неё всё, что хотел; газетными вырезками; странными рассказами; OMG KGB! и пророчествами о конце света. «Вот же псих этот Фёдор!», скажете вы — и будете совершенно правы. Фёдор — сумасшедший.
Но его совершенно безумные слова комментирует чересчур здравомыслящий Уильям Ханнон. И всё обретает смысл. Метафоры истолковываются, пророчества объясняются, на тёмные места проливается свет.
Вердикт: В «Апокрифах» нет ничего, кроме историй из жизни Фёдора после его наделения, теорий, предположений и пророчеств, но именно они помогает рассказчику HtR создать подобающую атмосферу и лучше понять основную идею линейки. Кроме того, они будет полезна и для игроков, примерно с теми же целями. Вдобавок поклонники Exalted увидят в ней анонс игры, вышедший ещё в те времена, когда Творение задумывалось как прошлое Мира Тьмы. Наконец, книга написана крупным шрифтом и очень легко и быстро читается. Я рекомендую «Апокрифы» всем поклонникам Hunter: The Reckoning. Помните одно: всё, что написано в этой книге, может быть, а может и не быть правдой в мире готик-панка.